воскресенье, 10 февраля 2013 г.

профессиональное самоопределение темы творческих проектов

Внешкольное (дополнительное) образование в России имеет свою историю. Первоначально внешкольные учреждения компенсировали отсутствие у детей общего образования. В связи с переходом ко всеобщему образованию начался процесс превращения внешкольных учреждений в учреждения досугово-воспитательные, а затем в учреждения дополнительного образования. В Законе РФ «Об образования» (1992 г.) зафиксировано переименование внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей.

На формирование у молодых людей профессионального самоопределения оказывают влияние семья, школа, производственные коллективы, профессиональные учебные заведения, средства массовой информации, учреждения культуры и другие социальные институты. Определенную роль в системе профориентации призваны играть учреждения дополнительного образования детей (УДОД).

Сформированность профессионального самосознания позволяет выпускнику основной школы иметь обоснованное профнамерение, которое характеризуется положительным отношением к будущей сфере профессиональной деятельности, стремлением получить соответствующее образование в конкретном учебном заведении или осознанно выбрать профиль обучения в старших классах общеобразовательной школы.

В старшем подростковом возрасте (14–15 лет) идет интенсивное развитие самосознания, открытие своей неповторимой индивидуальности, отождествление себя с той или иной профессией. Следовательно, можно утверждать, что основной задачей профессионального самоопределения старших подростков является формирование профессионального самосознания, которое проявляется в направленности подростка на самого себя, соотнесении требований профессии со своими возможностями, осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание тесно связано с самоанализом, самооценкой своих профессиональных возможностей и самоконтролем готовности к профессиональному самоопределению.

В младшем подростковом возрасте (10–13 лет) начинают формироваться профессиональные интересы, которые выражаются в эмоциональном и практико-познавательном отношении к тем или иным профессиям. Профессиональные интересы могут перерасти в склонность, то есть избирательную направленность личности подростка на определенную деятельность.

Психологи отмечают, что «подросток включается в различные виды общественно полезной деятельности, что расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей» [1, с. 3].

На каждом возрастном этапе развития личности решаются определенные задачи формирования профессионального самоопределения.

М.В. Ретивых считает, что в современных условиях «профессиональное самоопределение можно рассматривать, с одной стороны, как внутренний процесс развития личности, а с другой – как результат этого развития. Процессуально-результативный подход позволяет учесть психологические и педагогические аспекты профессионального самоопределения личности» [8, с. 9].

В педагогической литературе (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова и др.) профессиональное самоопределение определяется как «процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности» [7, с. 34].

Профессиональное самоопределение следует рассматривать в контексте других видов самоопределения человека: личностного, социального, жизненного, семейного и др.

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный, многоступенчатый, развивающийся процесс, который осуществляется в течение длительного периода. Этот процесс включает серию «промежуточных решений», совокупность которых приводит к окончательному выбору. Таким образом, профессиональное самоопределение можно рассматривать как постепенное формирование у человека внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать и осуществлять стратегию профессионального выбора и развития.

С научной точки зрения важным является вопрос о сущности профессионального самоопределения. С 90-х годов ХХ века в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение рассматривалось в основном как проблема профессиональной ориентации (диагностическая и воспитательная концепции). Затем появились другие подходы к определению сущности профессионального самоопределения. Психологи (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, В.В. Чебышева, П.А. Шавир) профессиональное самоопределение стали рассматривать как существенную сторону общего процесса развития личности. Так, Е.А. Климов пишет: «Стадия профессионального самоопределения подрастающего человека – органичное звено целостного процесса его развития» [2, с. 55].

Все эти обстоятельства обусловливают актуальность проблемы совершенствования подготовки молодежи к адекватному профессиональному самоопределению. С этой целью, например, для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы предусмотрена предпрофильная подготовка, в старших классах введено профессиональное обучение.

В условиях создавшегося рынка труда резко обострилась проблема подготовки конкурентоспособных, функционально грамотных, профессионально компетентных и мобильных специалистов, способных быстро адаптироваться к изменяющейся социальной и профессионально-производственной среде.

Подготовка человека к профессиональной деятельности всегда являлась важной социально-педагогической задачей, от решения которой во многом зависит уровень экономического и культурно-технологического развития общества. Кроме того, профессия оказывает большое влияние на образ жизни, тип мышления, нравственные качества и поведение человека.

Л.И. Позднякова, завуч детской спортивной юношеской школы, г. Новозыбков Брянской области, e-mail:

дополнительного образования

к профессиональному самоопределению в учреждениях

Подготовка подростков

Образование и общество. 4 2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий