воскресенье, 10 февраля 2013 г.

в самарской филармонии есть

Когда-то афиши филармонии украшали имена самарских пианистов Алексея Трифонова и заслуженной артистки России Марии Волченок. Ими гордились, ведь они могли выступать и с симфоническим оркестром, исполняя сложнейшие инструментальные концерты (достаточно вспомнить премьеру в Самаре в начале 60-х Второго фортепианного концерта Р. Щедрина, в котором солировал А. Трифонов, исполненные в сопровождении оркестра фортепианные премьеры композиторов Белялова и Кажгалиева Марией Волченок вместе с дочерью, Еленой Матусовой), и в сольном, монографическом вечере, и в камерных составах.

Творческие искания Юрия Арнаутова несколько иные. Он приверженец академического стиля. Техническое совершенство его неоспоримо, репертуар – всегда оригинален, включает в себя музыку разных эпох, в том числе и современную. Так, исполнение им в сольных концертах музыки аргентинского композитора А. Пьяццоллы стало для многих самарцев открытием. Многие баянные премьеры отечественных и самарских композиторов тоже связаны с именем Арнаутова. В настоящее время он – лауреат международных конкурсов в Италии (1993, 1997) и Франции (1994), выступает с сольными концертами в лучших залах Москвы и городов России.

Следующее поколение баянистов, работающих в филармонии – Аркадий Левит и Юрий Арнаутов, – не менее известны самарским любителям народной музыки. Артистическое обаяние, романтическая пылкость, присущая исполнительской манере Аркадия, его виртуозность и рвущаяся со сцены темпераментность, делали его присутствие в концертных программах музыкально-литературного лектория не просто заметным – праздничным! Равно хорошо он играл и народную музыку, и классические переложения, автором которых зачастую являлся сам. В 1997 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

А знаменитый дуэт Демидовых – отец и сын, концертная гармоника и баян, – кто не знал их в Самаре? Они составляли один из самых популярных номеров самарской эстрады с 30-х до середины 60-х годов. Объездили во время войны с концертами страны западной Европы, были и в Порт-Артуре. Дуэт распался только в1967 г., со смертью старшего, Демидова Александра Николаевича. Его сын Анатолий не только виртуозно играл на баяне (в 1928 году стал победителем первого в Самаре конкурса исполнителей на народных инструментах), но и являлся автором оригинальных пьес и переложений для гармоники и баяна.

Через несколько десятилетий, уже в мирное время, за воспитательную патриотическую и военно-шефскую работу в рядах служащих Вооруженных сил будут отмечен почетными грамотами артисты самарской филармонии лектор-музыковед Ирина Алюшина (долгое время она успешно возглавляла военно-шефскую комиссию филармонии), баянист Аркадий Левит, певец Владимир Вдовухин, мастер художественного слова Ирина Белобородова. Они со своими концертными программами путешествовали по всей стране, вплоть до самых южных пограничных застав бывшего Союза, видели, как летают над головой афганские вертолеты, слышали выстрелы. Брали с собой лучшие концертные платья, а Аркадий Левит — свой самый любимый и дорогой концертный инструмент, чье звучание, похожее на мощные звуки органа, долго потом отзывалось эхом в горах…

Любимица самарской публики Верочка Зенкевич с фронтовой бригадой добралась до Берлина и в день Победы пела на его улицах «Ах, Самара-городок»… Ей, также как и другой артистке Самарской филармонии, певице Наталье Снегиревой, была объявлена благодарность и выдана грамота от лица Верховного главнокомандующего «За овладение Берлином». После войны они долгое время продолжали трудиться в филармонии, объездили с концертными группами лектория почти всю Самарскую область.

В 1945 г. выделился в самостоятельную творческую структуру музыкально-литературный лекторий, существующий и поныне. Не будет преувеличением сказать, что благодаря усилиям артистов лектория многие жители сел и деревень самарской области впервые увидели и услышали многие музыкальные инструменты, классическую музыку, узнали множество имен отечественных и зарубежных поэтов, писателей и композиторов. Именно они, артисты лектория, жертвуя порой большой сценой ради идеи музыкального просвещения и обрекая себя на тяготы походной жизни, были тем недостающим связующим звеном, без которого рассыпалась бы золотая цепь искусства.

Ну, а самой Самарской филармонии предстоял еще очень долгий путь по ступеням, возносящим к музыкальному Олимпу, новый штурм за доверие и симпатии слушателей. Надо было еще очень долго доказывать свой профессионализм. Опираясь на лучшие традиции, коллективы филармонии пересматривали свой репертуар (в афишах все чаще появлялись слова «первое исполнение в Куйбышеве»), пополняли творческий состав молодыми талантливыми выпускниками консерваторий. Тщательно подбирался и художественно-руководящий состав.

…Наступившие первые мирные сезоны в жизни филармонии в то же время стали и одними из самых трудных. Город еще жил впечатлениями от спектаклей и концертов артистов Большого театра, лучших столичных исполнителей, дирижеров; полнился эмоциональным потрясением от прозвучавшей на весь мир, из Самарского театра оперы и балета, премьеры Седьмой симфонии Шостаковича под управлением Самуила Самосуда. Исполнял ее тогда оркестр Большого театра, подкрепленный в своем составе самарскими музыкантами, в том числе, и из оркестра филармонии.

Спустя несколько месяцев, самарская музыкальная жизнь обогатилась новым знаменательным явлением: с гастролями приехал дирижер Государственного симфонического оркестра СССР Натан Рахлин, «человек-оркестр», умеющий играть почти на всех существующих инструментах. За несколько репетиций, в концертах он добился от музыкантов «ансамблевой точности и сочности, даже пленительности звучания». Обаяние его личности, мастерство стали залогом длительных творческих отношений с артистами нашего оркестра еще в течение многих и многих лет. Появление его за пультом на сцене филармонии с радостью и трепетным волнением ожидали сотни любителей музыки.

После 3-х летнего перерыва и последующего за ним срочного ремонта (не хватало даже дров для отопления!), 7 декабря 1943 г. в «Олимпе», снова возвращенном филармонии, состоялся первый симфонический концерт объединенного оркестра филармонии, оперного театра и музкомедии. В программе – музыка всеми любимого Чайковского. Дирижировал А. А. Эйхенвальд, руководивший оркестром оперного театра.

Но вот Большой театр возвращается в Москву, уезжают из Самары многие видные музыканты и артисты, переводят на работу в столицу и директора А. К. Щепалина. Всё возвращается на круги своя…

Все шло как нельзя лучше. Если бы не Война… Многие сотрудники были мобилизованы, артисты создавали фронтовые бригады. В ноябре 1941 г. филармония лишилась своего здания, которое было передано недавно организованному театру оперетты. А осенью 1942 г. была эвакуирована из Москвы труппа Большого театра. Ей передали здание местного оперного театра, а его коллектив переехал в здание филармонии под названием «передвижного театра оперы». Но, как ни странно, масштаб концертной деятельности филармонии рос от месяца к месяцу. Появилась новая слушательская аудитория, которую составили эвакуированные из разных городов страны. Филармония должна была проводить и концерты солистов и оркестра Большого театра, авторские вечера советских композиторов, многие из которых жили и работали в это время в Самаре (Дмитрий Шостакович, Юлиан Крейн, Константин Щедрин, проводивший заседания членов Союза композиторов, — отец Родиона Щедрина). На сцене филармонии давали вечера камерной музыки самарские музыканты, выступали артисты Театра эстрады и миниатюр, реорганизованного из бывшего Ростовского…

И началось! Цикл скрябинских концертов, декады советской музыки, летние праздники музыки и эстрады, творческие отчеты местных композиторов, гастроли М. Рейзена, А. Софроницкого и других выдающихся исполнителей, камерные концерты солистов филармонии, лекции-концерты. Энтузиазму не было конца!

Первый директор филармонии Александр Кузьмич Щепалин, заведующий массовым отделом Вячеслав Васильевич Жако, музыкальный редактор Нина Николаевна Торбеева, администратор Евгений Иосифович Завадье (незаурядный талант организатора позволил пройти ему путь до заместителя директора филармонии, откуда он и ушел на пенсию в 70-х годах) – каждый из них вкладывал в свою работу все профессиональное умение, всю душу.

5 апреля 1940 года, Куйбышевский облисполком принимает решение о создании на базе гастрольбюро Самарской филармонии. 8 мая этого же года (приказом 71 областного отдела по делам искусств) ее сотрудники начали свой первый рабочий день в здании бывшего «Олимпа». Отныне в сознании горожан эти два понятия связаны неразрывно.

История Самарской областной филармонии

Отдел продаж: 207-07-14

Касса: +7 (846) 207-07-13

Самарская Государственная Филармония

Комментариев нет:

Отправить комментарий